Единый орфографический режим в начальной школе
Содержание
- Порядок ведения и оформления тетрадей.
- Оформление надписей на обложках тетрадей.
- Оформление письменных работ по русскому языку
- Организация работы по формированию каллиграфического навыка
- Оформление письменных работ по математике
- Ведение дневников в начальной школе.
Порядок ведения и оформления
тетрадей
·
Все записи в
тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
·
Пользоваться
шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
·
Все
подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
В начальной школе ученики
имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.
Математика и русский язык:
Тетради №1 и №2 (для текущих работ)
Тетрадь для контрольных работ
Изложение и сочинение относятся
к работам творческого характера и пишутся в тетради для творческих работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению
(24 листа), в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки,
планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков окружающий мир возможно
использование тетрадей на печатной основе.
Оформление надписей на обложке тетрадей
Тетради
учащихся 1-го и 2-го классов подписывает
учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под
руководством учителя. Надписи на обложках
необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
Образец: Тетрадь
№1 (№2)
для
(контрольных) работ
по математике
(русскому языку)
ученика
2 класса «В»
МАОУ Лицей № 88
… …
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими
цифрами.
Фамилию
и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а
затем полное имя.
Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять
собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении
качества обучения.
В
начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке.
Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради для
контрольных работ показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в
классе до конца учебного года.
Оформление письменных работ по русскому языку
После
классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два
пальца ребёнка). Соблюдения красной строки требуется с первого
класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки
не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки,
дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева и справа при оформлении каждой строки
отступается от края не более 0,5 см.
Запись даты написания работы по русскому
языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
Дата записывается полностью: 1 декабря.
С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в
записи даты писать числительные прописью: Первое декабря
Запись
названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру.
Например: Классная работа
Домашняя
работа
Работа
над ошибками
Дата, название работы – это
заголовки, поэтому точка в конце не ставится
Вариативность
работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма
записи): 1 вариант, I в.
(запись римскими цифрами)
Слово
упражнение пишется полностью с 3 класса.
Допускается краткая и полная форма
записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234
Упр.234
В работе, требующей записи в столбик, первое
слово пишется с маленькой буквы. Знаки
препинания (запятые) не ставятся.
Например: ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в
строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например: Ветер, восток, песок.
При
выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм
сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
Глухой - гл.,
Звонкий - зв.,
Согласный - согл.,
Твердый - тв.,
Существительное - сущ.
Прилагательное - прил.
Глагол - гл.
Предлог - пр.
мужской род - м.р.
женский род - ж.р.
средний род - ср.р.
Прошедшее время - прош.вр.
Настоящее время - наст.вр.
Будущее время - буд.вр.
Единственное число - ед.ч.
Множественное
число - мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п.,
Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
Следует определить, что обозначения над
словами выполнять зелёной ручкой, а также простым острозаточенным
карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Напомним,
что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки
не ставятся. Например: мм, м,
см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в
узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется во 2-3 класса с
учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
Методика
проведения минуток чистописания требует соблюдение содержания, объема и
периодичности проведения:
1-2 класс - 2 строки, ежедневно. 3-4 класс - 3 строки, 2-3 раза в неделю.
Учитель
прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с
комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления.
Оформление
письменных работ по математике
Между
классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке
начинается следующая работа)
Между
столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три
клетки вправо (пишем на четвертой).
В
любой работе отступается одна клетка от края тетради сверху, снизу, слева, справа.
Традиционно
в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине
строки, отмечается номер.
Например: Маленькие -
7 м. ?
Большие
- 3м.
В 1-4 классах нет
необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько
форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными
пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется
с заглавной буквы под решением. Учащиеся должны писать полный ответ. Например: Ответ:
всего купили 10 мячей.
При оформлении решения выражений на порядок действий
следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
-
записать выражение полностью;
-
указать цифрами над знаками порядок действий;
-
расписать выполняемые действия по порядку;
-
записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4
2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
253 290 253
3160 3413
Приводим образцы оформления сложных
уравнений.
3 2
1
Х+123- 56*2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
Проверка: 627+123-56*2=638
638=638
Ответ: х=627
Все письменные вычисления выполняются справа от
уравнения.
Оформлению записи геометрических задач учащихся также
необходимо обучать.
Все чертежи
выполняются простым карандашом по линейке. Измерения подписываем ручкой.
Обозначения выполняются заглавными буквами.
Задача Длина прямоугольника 12 см, его
ширина равна 6 см.
Вычислите периметр и
площадь прямоугольника.
Образец краткой записи
и решения задачи:
Длина –12 см
Ширина – 6 см (12+6)*2=36 (см)
Периметр -? см 12*6=72 (см2)
Площадь - ? см2 Ответ:
Периметр 36 см, площадь 72 см2
Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи. При
оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
-
записывать только
ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
-
рядом с числом
писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз, если это необходимо
Образец:
675, 564, на 78, в 7 раз.
Ведение
дневников в начальной школе
Дневники ведутся при помощи
родителей и учителя.
В настоящее время существует множество
различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся
единые требования к их ведению:
·
записи выполняются аккуратно, разборчиво,
грамотно, чернилами синего цвета;
·
требуется заполнение всех имеющихся разделов
(пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
·
сведения о расписании уроков, звонков, названий
предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
·
названия месяца и предметов следует писать с
маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., познание, физ-ра,
изо );
·
запись домашнего задания производится в
отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует
требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые
примечания (наизусть, пересказ)
образец: с.132, упр.453
с.
154-155, пересказ
·
в графе
«оценка» и «роспись» учителем
выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник
учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды
проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант
(Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
·
в начальной школе практикуется применение
поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!»,
«Умница!», «Надо постараться!»;
в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний
учителя, сообщений для родителей и прочее.
·
классный руководитель еженедельно проверяет
ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют
оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для
повышения учебной культуры;
·
родители регулярно просматривают дневники и
ставят свою роспись.
Комментариев нет:
Отправить комментарий